История прихода

Новости Церквей | 08/03/2013 20:12

Село Мотовиловка живописно раскинулось по обеим стропам реки Стугны, выше Василькова, в 14-ти километрах, разделяясь на две части, одна из которых расположенная на правой стороне, называлась Панской, ныне Велыкою. Другая часть тянется по над Стугною с левой или северной стороны и назывался Казенной Мотовиловкою, ныне Червонною(были времена когда Червона Мотовиловка носила также и название Камянка). Западная око­нечность помещичьей или Велыкой Мотовиловки, отделяемая полем в 2километра, называется Мотовиловской слободкой и когда то составляло отдельное имение, принадлежавшее Фелициану Хоецкому, а потом полковнику Богушу.

Предание повествует о том, что Мотовиловка в давние времена была местом или городом под названием Мина обитаемом греками, в котором греческих домов было более 600. В городе быль укрепленный замок и церковь, которой место народное предание назначает там, где раньше был дом помещика Руликовского и где найдено множество гробов и металлических крестов, какие обыкновенно носят греческие священники. Валы и рвы, которые окружали это давнее городище, по большой части и доныне существуют. В свое время владетель части Мотовиловки взял эти остатки старины в свой сад, чтобы предохранить их от уничтожения.

Первым письменным упоминанием можно считать запись папского нунция Бруно Стефано, датируемой 1018 годом, который так же упоминает городище Мину.

Во времена набегов Печенегов или Половцев, по народному преданию, город этого подвергся совершенному уничтожению и назывался Пустыми Городищами. Затем пустые Городища начали заселяться и приняли название Гуляники. В дарственной грамоте князя Юрия Андреевича (Китая) 1159 года, коею Васильков пожалован Печерской Лавре, упоминается о Гуляниках, с которых назначена десятина на монастырь от всех владений. В первой по­ловине XV века Александр (Олелько) Владимирович, князь Киевский подарил Гуляники князю Михаилу Ивановичу Сквира — Рожиновскому. Сын этого Ми­хаила Яцько, нуждаясь в деньгах, одолжил у Зимянина Киевского Пашковича 80 копь грошей литовских и заставил за этот долг имение свое Гуляники. Этот Пашкович умер бездетным, и поступило ли имение, по его смерти в чьи-либо руки, неизвестно. Известно только, что во время Александра, князя Литовского, Гуляники были уже во владении Филиппа Ивашкевича, предоставленные ему коро­левскою властью за заслуги. По смерти Ивашкевича, Сигизмунд 1-й в 1528 году подтвердил вдове его и детям Феодору и Анне пожалование князем Александром сделанное, и сверх того, во внимание его заслугам, присовокупил для них и другие некоторый владения в воеводстве Киевском. Феодор Филиппович умер бездетным и Гуляники достались, по праву наследства, его сестре Анне, которая вышла замуж за Франца Касперовича Радзиминскаго, подкомория Полоц­кого и полковника королевских войск. Но имение недолго было во владении Радзиминских. Во время одного из нашествий татар, Гуляники совершенно опустошены, а владельцы бежали в глубину Литвы…В 1560 году князь Константин Острожский, воевода Киевский, дарить это имение Ивану Мотовиловцу, как собственность государственную. От этого Мотовиловца Гуляники переименованы Мотовиловкою. Неизвестна участь как этого нового облада­теля Мотовиловки, так и его наследников. Кажется вина их удаления от владения имением та, что они были православные и русские, подобно князю Острожскому, наделившему их имением. Потому, по принятой польским правительством системе, король Сигизмунд 1-й в 1595 году дарить Мотовиловку Яну Аксаку, Киевскому земскому судье, на праве ленном, а затем, удовлетворяя просьбу отца, тот же король предоставляет имение сыну его Сте­фану Аксаку, привилегиею, данною в Варшаве 1623 года. Между тем Михаил Радзиминский, сын Франца, чудесно спасшийся в детстве от татар, достигши совершеннолетия, начал иск с Яном Аксаком, домогаясь имения. Дело это шло сначала в Киевском городском суде; истец утверждал, что Ян Аксак овладел имением его, с собственным названием Гуляники и в нем уже осадил несколько сот людей, пользуясь доходами с пасеки, охоты, а также рыбных ловель, устроил ставы и млыны,получая каждый год доход с имения, более нежели 300 коп грошей литовских. Впрочем, не один Радзиминский называл себя владетелем этих имений. К ним также объявил претензию Юрий Рожновский, называвший себя потомком князей Сквира-Половцов Рожновских, давних владетелей Гуляник. Процесс этот судом городским Киевским, по апелляции, был перенесен в трибунал Любельский. Но скоро один за другим окончили жизнь и Ян Аксак и Михаил Радзиминский и Юрий Рожновский. Трибунал приказал разобрать и решить претензии всех сторон в годичный строк особой комиссией вольного коронного сейма, которая 1625 года и присудила Гуляники Яну Радзиминскому, сыну покойного Михаила. Право ленное, данное Стефану Аксаку уничтожено, а претензии наследников Рожновского признаны как неосновательные. Того же еще года Ян Радзиминский продал Гуляники братьям Стефану и Михаилу Аксакам, за сумму 50,000 злотых польских. Причем в продажном акте было выговорено, что продается все: «с людьми подданными мещанами в местечке живущими, также на хуторах; на селах бывшими данниками, и на каких бы то нибыло повинностях, поселившимися с чиншами, со всеми их податями и повинностями, ставами, млынами и их доходами, с бо­рами, лесами, полями, сеножатями, реками, с гонами бобро­выми (теперь и слуху о бобрах в этих местах нет, леса и дубровы также почти истреблены), озерами, с ловами птичьими и рыбьими». Впоследствии времени один Стефан Аксак, судья земский Киевский заделался, владетелем Гуляник, по силе заделки 1630 года с братом своим Михаилом. Таким образом, имение это непрерывно оставалось во владении его дома до 1729 года, в котором, по смерти Иосифа Аксака, Мотовиловка с окрестными селами досталась в наследство родной сестре его Терезе Курдвановской, а впоследствии заделалось собственностью ее потомков: Курдвановских, Куропатницких, Метельских и Руликовских. В 1749 году Иосиф Руликовский, подчаший Бельский заплатил почти всем совладельцам Мотовиловского имения, исключая двух небольших частей Метельского и Скринецкого, которые части свои продали уже сыну Иосифа Игнатию Руликовскому. Сын Игнатия Эдуард Руликовский владелец половины Мотовиловки, по правую сторону Стугны лежащей, известен описанием уезда Васильковского, составленным на польском языке .

Мотовиловка от давнейших времен называлась всегда местом (городом). В 1686 году, когда Киев с округом по реку Стугну отошел к России, половина этого места, лежащая по левой сторон Стугны, присоединилась к России, тогда как правая сторона отошла к Польше. Часть, оставшаяся на левой стороне или Русская, в 1720 году гетманом Скоропадским подтверждена за Киево-Братским монастырем, за которым и числилась до отобрания монастыр­ских имений в казну. Другая половина Мотовиловки оставлена Польским прави­тельством в роде Аксаков. Впрочем, знаменитый Палий, овладевший Белой Церковью и Фастовом и, не признавая пожалований, сделанных Польским прави­тельством, обязательными для их признания, подобно тому, как Поль­ское не признавало пожалований Русских, изгнал из Мотовиловки Аксаков и содержал здесь гарнизоном отряд казаков. В последние годы существования Польши в пограничном Мотовиловском замке помещались погра­ничные суды для решений обоюдных споров подданных русских и польских. В последние годы перед большевистским переворотом Мотовиловкой владели Руликовские где имели очень хороший каменный в два этажа дом, а само имение состояло из части села Мотовиловки и деревни Оленовки и затем известный меценат и сахарозаводчик Тарнавский, которого к стати сказать в его имении часто посещал знаменитый художник Врубель…

В Мотовиловке пред революцией было две православные церкви. В казенной части села, Покров­ская, 4-го класса, а в помещичьей Рождества Богородицы, причисленная к 3-му классу; та и другая были деревянные, имели по указной пропорции земли. На месте совершенно обветшавшей Покровской церкви предложено было построить каменную церковь, которая и была заложена е в 1839 году и построена была вчерне за счет казны; но по непрочности произведенных работ она обрушилась. В последствии строится палатою государственных имуществ на место завалившейся, деревянная ,в меньших размерах на счет прихожан, а о причинах непрочной постройки тогда тянулась долгая переписка. В 30-тых годах 20-го столетия была закрыта и использовалась как зернохранилище. В годы немецкой оккупации богослужения возобновились и до 1992-года не прекращались. В 92-ом Церковь и Покровский приход попал в гущу событий связанных с созданием неосекты ,которую принято называть «Киевский патриархат». При содействии тогдашнего председателя Сельского Совета Михаила Стельмащука, используя насилие,взламав замки и сфабриковав подложные документы, храм был захвачен и ныне незаконно удерживается во владении выше указанной религиозной организацией, которая себя называет «УПЦ КП»,или Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата.

Церковь Рождества Богородицы очень давняя потому, что еще в визите 1746 года Фастовского деканата , она описывается: причем сказано, что она «деревянная с тремя куполами. Колокольня при ней пристойна, имевшая 5-ть колоколов; погост огорожен дубовыми палями»; при ней тогда был священником Василий Самолевский, посвященный заграницею, то есть в России, и утвержденный при церкви но ходатайству тогдашнего владельца Фрацишка Метельского, мечника Киевского. Кроме мотовиловских жителей помещичьего владения в приход входила деревня Оленовка с 1037 душами обоего пола и в 4-хъ верстах отстоящая, Мотовиловская слободка. Церковь тоже претерпела множество бед. В 20 -тих годах 20-го столетия, храм был захвачен так называемой «автокефальной церковью»,после чего с перерывами в ней совершались богослужения, а в 1962 году была разрушена, так как «мешала » строительству школы, сейчас на месте храма стоит памятник павшим войнам ВОВ.

В 1993 году была возобновлена регистрация Свято-Покровского прихода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, которой принадлежал Покровский храм до описываемых событий. Затем были годы скитаний по арендованным помещениям. В 2001 году на средства Свято-Вознесенского храма г. Киева, что на Димеевке и многих других жертвователей, был куплен дом и участок земли, невдалеке от поруганного Покровского храма. В доме был устроен Покровский храм, а за тем в 2004 году теплый предел во имя свят. Тихона Задонского.

Учитывая численный рост Свято-Покровского-Тихоновского прихода УПЦ МП, было решено начать строительство нового Свято-Андревского храма. Храм был заложен в 2004 году. 26 августа, тогдашним викарием Киевской митрополии, архиепископом Переяслав-Хмельницким, Митрофаном, была совершена закладка храма и Божьей Милость ныне уже завершились работы по фундаменту, строительство продолжается.

В недавнем времени был сооружен и кладбищенский храм-часовня в честь иконы Божией Матери «Киево-Братская», где регулярно совершаются заупокойные богослужения и отпевания усопших.

Автор: Владимир
Источник: http://prav-motovilovka.cerkov.ru/nash-prixod/istoriya-2/
Вечернее Богослужение
15/05/2025 15:26 | Видеоблоги
Богослужение церкви Ковчег Спасения проводят в городах Хельсинки: Castreninkatu 12 Турку: Hämeenkatu 4 Лахти: Uudenmaankatu 14 Йоенсуу: Puronsuunkatu 1...
Молитовне Служіння
15/05/2025 15:18 | Видеоблоги
Молитва дає простір для Божих чудес. Не через формат а через Його владу, яка приходить у довірі. ||...
Хто ще як наш Бог — група К44
15/05/2025 13:25 | Видеоблоги
*► Дякуємо за перегляд та підписку, коментар!* 11.04.2025...
Моя молитва нехай лине — група К44
15/05/2025 13:24 | Видеоблоги
*► Дякуємо за перегляд та підписку, коментар!* 11.04.2025...
що дають можливості Бога. Едуард Тєрєхов.«Світло Світу»Павлоград
14/05/2025 14:49 | Видеоблоги
що дають можливості Бога | Едуард Тєрєхов |«Світло Світу»Павлоград | 14 травня 2025...
Служіння. анкова Зірка
14/05/2025 13:43 | Видеоблоги
Ми благословляємо вас! Приєднуйтесь до трансляції, будьте та моліться разом з нами....
"Агнець заколений дає ріки живої води!" — пастор Марченко Валерій Павлович
14/05/2025 11:38 | Видеоблоги
"Агнець заколений дає ріки живої води!" — пастор Марченко Валерій Павлович...
"Причастя, як підготовка до приходу Господа" — Диякон Гимон Юрій
14/05/2025 11:37 | Видеоблоги
"Причастя, як підготовка до приходу Господа" — Диякон Гимон Юрій...
"Небесна Сім'я" — пастор Марченко Валерій Павлович
14/05/2025 11:36 | Видеоблоги
"Небесна Сім'я" — пастор Марченко Валерій Павлович...
"Марія - дівчина з Вифлеєму обрана Богом" — Ігор Кобрин
14/05/2025 11:35 | Видеоблоги
"Марія - дівчина з Вифлеєму обрана Богом" — Ігор Кобрин...
Відданість і віра мами. Ірина Парфенюк
14/05/2025 06:27 | Видеоблоги
Проповідь Ірини Парфенюк «Відданість і віра мами» з Недільного Богослужіння 11.05.2025...
Жены и Христос. Петр Потапенко
13/05/2025 18:32 | Видеоблоги
//Жены и Христос.\\Петр Потапенко 11.05.2025...
Шлях до Божої Матері - Дмитро Колесник
13/05/2025 04:14 | Видеоблоги
Шлях до Божої Матері - Дмитро Колесник...
ДУХОВНА ЖЕРТВА. Коломийцев Микита. Церква "Божа Благодать"
12/05/2025 16:45 | Видеоблоги
ДУХОВНА ЖЕРТВА | Коломийцев Микита | 11.05.2025 | Церква "Божа Благодать"...
СЛАВА ТЕБЕ ГОСПОДЬ - Премьера 2025
12/05/2025 14:21 | Видеоблоги
Слова и музыка: Алёна Кистол Аранжировка, cведение, мастеринг: Павел Пысларь Какое прекрасное счастье Родиться на этой земле Быть у мамы в объятиях Прижаться к её щеке Ее теплом согреваясь Чувствовать Божью любовь Только по милости Бога Мы на свете живём Слава Тебе Господь, Слава тебе За то, что мамы у нас есть слава тебе Как радостно с папой и мамой У речки у дома гулять Величие Бога в творение Везде и во всем замечать В полете пчелы и птицы В цветущих ромашках в полях Так сердце наполнено духом Так хочет душа прославлять Слава тебе Господь слава Тебе За все творение твое слава Тебе Что может для нас быть чудесней Чем вечная жизнь со Христом Служить Ему жизнью своею И всей своею душой Пусть Господу будет вся слава Его добрых дел к нам не счесть Ему Аллилуйя Осанна Хвала всей земли и вся честь Слава тебе Господь слава Тебе Пусть не умолкнет никогда слава Тебе Пусть не умолкнет никогда слава Тебе...
Віа Долороса — хор, пісня, Кар'єрна 44
12/05/2025 10:01 | Видеоблоги
Віа Долороса — хор, пісня, Кар'єрна 44...
Истинное Евангелие - От Марка 10:17-27. Дмитрий Жеребненков
12/05/2025 08:03 | Видеоблоги
Сайт поместной церки Spring Church:...
Голгофа і муки — група К44
12/05/2025 06:00 | Видеоблоги
*► Дякуємо за перегляд та підписку, коментар!* 06.04.2025...
Time. Oleg Dzyuba
11/05/2025 15:54 | Видеоблоги
SUNDAY SERVICE...

1-20 | 21-40 | 41-60 | 61-80 | 81-100 | далее >>   (всего - 33572)



все новости