Возрождение православной медицины
Публикации | 30/03/2010 06:07
На Киевской Руси испокон веков медицина и православная вера были тесно связаны между собой.
Как свидетельствует Священное Писание, одним из доказательств Божественного происхождения Иисуса Христа были многочисленные исцеления безнадёжных больных и даже воскрешения из мёртвых. Апостолам Духом Святым был ниспослан дар исцеления больных. Таким же даром в большей или меньшей степени обладали многие святые Божии угодники. Поскольку в среде священников и монашествующих было немало образованных людей своего времени. Православная Церковь являлась средоточием письменных знаний и богатого опыта лечения различных заболеваний. При монастырях создавались больницы, аптеки, возделывались плантации лекарственных трав.
На основе евангельских заповедей формировалась нравственно – этическая база православной медицины- любовь и сострадание, бескорыстие и жертвенность, самоотверженность и милосердие. Когда медицина стала светской, православные традиции врачевания в ней ещё долгое время сохранялись, поддерживались и укреплялись усилиями как Церкви, так и государства. Это было в принципе не сложно, так как врачи в большинстве своём были верующими людьми. Именно это сочетание передовых знаний и крепкой веры давало поразительные результаты. Недаром наши врачи считались лучшими в мире. Вспомним Н.Пирогова, И.Мечникова, И. Сеченова, И.Павлова, десятки и сотни имён, навсегда оставивши свой след в мировой медицине. Вспомним тысячи земских врачей- талантливейших и образованнейших людей, работавших в среде простого народа. Они воспринимали человека, как творение Господа Бога, а не как набор органов и функций. Имея передове медицинские знания, они прекрасно понимали, что исцеляет Господь через их усилия, и редко говорили «лечу», чаще- «пользую», то есть приношу пользу больному.
Десятилетия государственного атеизма не могли не сказаться на образе и мысли врача. И тем не менее в СССР была создана одна из лучших в мире систем здравоохранения. Наши врачи високо ценились за рубежом, и не в последнюю очередь за свои морально – нравственные качества. Беды, постигшие нашу Украину в последние годы, больнее всего ударили по медицине. Во много раз уменшилось финансирование, медицинская помощь стала платной, и недоступной для большинства.
Основное право человека – право на жизнь и медицинскую помощь- становится объектом купли – продажи. Врач невольно вовлекается в подобные сделки со своей совестью в частности. Больше всего человек доверяет священнику и врачу. Но если священнослужитель руководствуется Священным Писаним, то чем, кроме профессиональных знаний, руководствуется врач? Клятвой Гиппократа? Какие нравственные и духовне ориентиры у него могут сформироваться в нынишних условиях, если на телевидениии, в прессе пропагандируются преуспевающие дорогостоящие врачи, делающие свой бизнес на горе и страданиях людей? Сейчас наступило именно то время, когда не обходимо проповедовать Слово Божие среди врачей всех возрастов, и особенно среди молодых.
На мой вигляд, врачи разобщены, существуют лиш немногие профессиональные объединения, но у них и задачи чисто профессиональные. Потому естественна идея объединения врачей по религиозному признаку, в данном случае создания общества православных врачей. На первых етапах задачи общества должны бать примерно следующие; поиск, изучение и возрождение основ православной медицины и её традиций; анализ и оценка подготавливемых к принятию правовых и других документов из гуманитарной области, медицинскя помощь нуждающимся прихожанам под эгидой Правослваной Церкви; создание часовней и церквей в лечебных учредениях; профессиональная оценка, изучение и регистрация случав исцелений по молитвам и у Святых мощей и их широкое освещение в средствах массовой информации.
Александр ДРАГАН,
редактор газеты «Слово Боже – УПЦ»
село Флорино, Бершадский район,
Винницкая область.
|